Телефон:
+7 495 625-82-47
 
Адрес:
101990, Москва, Бобров пер. 6 стр. 1, 2
Метро: Тургеневская, Чистые Пруды,
Сретенский бульвар
 
Часы работы:
Вт-Суб 10:00 - 22:00
Вскр 10:00 - 20:00, Пн. выходной
Последний вторник месяца - сандень
Подробнее>>
Главная   Афиша   Новости   Что почитать   Чем заняться   Залы   Книги на продажу Контакты   Партнеры
Поиск по сайту

Конференция: Будут ли с 1 сентября в школах учить по единым учебникам

25 августа в Библиотеке Тургенева состоится открытая дискуссия, организованная Проектно-учебной лабораторией образовательной и молодежной журналистики Факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ "Высшая школа экономики", возглавляемой Александром Борисовичем Милкусом.

До конца августа Минобрнауки должно подготовить новый порядок экспертизы школьных учебников. По словам министра Ольги Юрьевны Васильевой, количество книг в Федеральном перечне учебников, рекомендованных к использованию в школах, еще больше сократится. Останется ли в конце концов один учебник по каждому предмету? И как быть школам, которые потратили немаленькие деньги на закупку учебников в этом году?


Об этом и о многом другом, связанном с началом учебного года и с новыми учебниками, и пойдет речь на открытой дискуссии «Будут ли с 1 сентября в школах учить по единым учебникам?». 


В дискуссии участвуют:


- Заместитель министра образования и науки РФ Татьяна Юрьевна Синюгина,
- Руководитель комиссии по учебному книгоизданию Российской книжной палаты, первый вице-президент издательства «Просвещение» Елена Леонидовна Низиенко,
- Руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ Виктор Александрович Болотов,
- Вице-президент издательства «Российский учебник» Артем Симонович Соловейчик,
- Начальник отдела по интеграции науки в образование Российской академии наук Сергей Викторович Сидоренко,
- Заместитель руководителя Центра экспертизы в образовании Российской академии образования Дарья Александровна Аксенова,
- Автор новой линейки учебников по истории России, зав. кафедрой отечественной истории Московского городского педагогического университета Игорь Львович Андреев,
- Финалист конкурса «Учитель года России», зав. кафедрой образовательных технологий Владимирского института развития образования Ольга Евгеньевна Морозова.

 

В холле Библиотеки будет организована выставка уникальных русских школьных учебников XIX – начала и середина XX века из коллекции Амета Александровича Володарского и новых пособий, выпущенных по современным технологиям.

_________________________

 

Информация к размышлению

В школах имеют право учить только по книжкам, включенным министерством образования и науки РФ в федеральный Перечень учебников, «рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (а если короче – Перечне учебников). Предыдущий Перечень был принят в 2014 году сроком на 3 года. В этом году должен был быть опубликован новый Перечень. Но этого сделано не было. Лишь время от времени корректировался Перечень 2014 года. Например, в начале июля исключены учебники по «География» для 9-х классов корпорации «Российский учебник».
В Минобрнауки объясняют отсутствие Перечня тем, что готовятся новые федеральные образовательные стандарты. Они должны быть приняты в этом году. Кроме того, до конца августа министерство, согласно поручения Президента Российской Федерации, должно разработать более совершенный способ проведения экспертизы книжек для школ.


То есть, с одной стороны, издательствам придется корректировать свои учебники или издавать новые, соответствующие новым стандартам. С другой стороны, в следующем федеральном Перечне, видимо, учебников будет еще меньше, чем в нынешнем (на сегодня в Перечне 1252 наименования). (По мнению министра образования и науки Ольги Юрьевны Васильевой, должны быть «базовые учебники и углубленные»). Значит, учебники, которые регионы и школы закупали в этом году, скорее всего окажутся устаревшими уже через год.


Другая проблема – по закону школы должны обеспечивать учеников бесплатными учебниками. Однако, в местных бюджетах денег на это не хватает. В разных регионах по-разному решают эту проблему. Где-то просят родителей оказать «спонсорскую помощь», где-то оставляют без бесплатных учебников старшеклассников, где-то младшие классы просто выкупают у старших использованные учебники на «внутришкольных» ярмарках. А где-то просто копируют учебники на черно-белом принтере.


В результате, большое количество учеников учатся по учебникам, уже исключенным из Перечня. Устаревшими или «неправильными» учебниками можно пользоваться до наступления «естественного износа», раньше существовала норма – 5 лет). А вот что в них «неправильного» и в чем они устарели учителя не знают: информационные письма с результатами экспертизы, признавшей учебник недостойным Перечня, в школы не рассылаются.


В общем, школы в этом учебном году будут жить в обстановке полной неопределенности по поводу учебников.


А нужен ли бумажный учебник?

Но есть и другой взгляд на проблему учебников, более широкий. Вдумчивые люди интересуются: а нужен ли вообще учебник как носитель единственно правильных знаний в современную электронную эпоху? Не является ли он рудиментом – таким же как парты, прямоугольные классы и доска с мелом? Это раньше других источников информации для ученика не было. Сейчас же в интернете можно найти любую информацию о любом событии, комментарии, видео, реконструкции и дополнительную литературу. Есть ли смысл вообще делать ставку на бумажные учебники?


Сильные учителя и сегодня обходятся без учебников или используют несколько учебников разных авторов, подбирая подходящего для того, чтобы полнее раскрыть тему.

 

Да и нынешние школьники по-иному получают информацию, пользуясь разными каналами и по-иному, чем их одногодки лет двадцать-тридцать назад.


Каждый учебник сегодня обязан иметь два варианта – бумажный и электронный. Но зачастую электронный вариант лишь дополнен интерактивными элементами. Будущее, считают специалисты, за обучающими комплексами, когда в учебник входит не только изложение материала в соответствии с образовательным стандартом, но и возможность подгружать видео, дополнительную литературу, тесты, библиотеки по темам, просматривать уроки ведущих учителей.


Причем, это недалекое будущее. По мнению президента Сбербанка России Германа Грефа, например, бумажному учебнику осталось жить 5 лет. Так, может, и экспертизы должны быть организованы по-другому? И подготовка учебной литературы должны исходить из новой парадигмы, учитывающей особенности «потребления» больших объемов информации новым поколением учеников?



Яндекс.Метрика