Телефон:
+7 495 625-82-47
 
Адрес:
101990, Москва, Бобров пер. 6 стр. 1, 2
Метро: Тургеневская, Чистые Пруды,
Сретенский бульвар
 
Часы работы:
Вт-Суб 10:00 - 22:00
Вскр 10:00 - 20:00, Пн. выходной
Последний вторник месяца - сандень
Подробнее>>
Главная   Афиша   Новости   Что почитать   Чем заняться   Залы Контакты   Партнеры
Поиск по сайту

Кинолекторий "Свидание с кинематографом"

К 100-летию со дня рождения Джоан Фонтейн.

 

Вступительное слово - Георгий Трояновский.

 

Художественный фильм Альфреда Хичкока "Подозрение" с Джоан Фонтейн и Кэри Грантом в главных ролях (1941 г.), 1 час 39 минут.

 

16+

 

Конференц-зал

Мелодраматический триллер

 

  Пожалуй, именно Альфреда Хичкока следует считать не только родоначальником киносаспенса (атмосферы тревожного ожидания), но и основателем жанра мелодраматического триллера, особенно расцветшего в американском кинематографе на рубеже 80—90-х годов. Собственно говоря, мотивы мелодрамы возникали ещё в его английских криминальных историях, начиная с раннего «Шантажа», а более явно зазвучали в «Ребекке», первой ленте, снятой в США. И, кстати, та же актриса Джоан Фонтейн, которая играла молодую жену аристократа, чья прежняя супруга Ребекка погибла при загадочных обстоятельствах, выступила в следующей по счёту хичкоковской картине «Подозрение» в качестве очередной кандидатки на то, чтобы нервно и обострённо переживать ситуацию «в постели с врагом» (если воспользоваться названием более современного фильма). Вот и слоган этой ленты весьма впечатляюще предупреждает: «Каждый раз, когда они целовались, в любовном волнении была… угроза убийства!».
  Юная и неопытная Лина МакЛэдло, однажды познакомившись в поезде (ох, уж эти случайные встречи в поездах, не раз обыгранные Хичкоком на экране!) с привлекательным мужчиной Джоном Эйсгартом, который, как выяснилось, пользуется плохой репутацией, заключая пари на скачках и проделывая различные аферы, всё равно выходит за него замуж, причём втайне от родителей. Джон даже обещает измениться и зарабатывать на жизнь честным трудом, но постоянно ввязывается в новые авантюры, рискуя крупно подставить самого себя и молодую жену. В конце концов, она начинает подозревать его в отравлении друга, партнёра по бизнесу, и в намерении расправиться также и с ней, якобы догадавшейся о преступных деяниях супруга.
  Самый напряжённый момент — Джон и Лина едут на машине почти по краю пропасти, и жена думает, что муж хочет вытолкнуть её, избавившись таким образом от всех подозрений. Это типично хичкоковская сцена нагнетания преувеличенных страхов, когда излишнее знание персонажем и зрителем того, что может случиться нечто пугающее, ещё сильнее взвинчивает атмосферу действия. Тут легко принять даже инстинктивную попытку главного героя удержать чуть не вывалившуюся из автомобиля супругу, наоборот, за его стремление поскорее разделаться с ней. Вот и финал, переделанный по требованию студийных чиновников, возможно, кого-то разочарует из-за неоправданности тревожных ожиданий, но тоже оставляет ощущение двойственности всего происходящего. Кто его знает — вполне вероятно, что в другой раз подозрения окажутся отнюдь не ложными…
  Альфред Хичкок как раз умел сохранять на экране подобную неопределённость, которая порой страшнее очевидного убийства. С одной стороны, можно посчитать подозрение Лины обычной мнительностью женщины в той ситуации, когда выясняется что-то неизвестное для жены из жизни мужа. Режиссёр заставляет героиню и нас вместе с ней верить в то, во что вроде бы мы не должны верить. С другой же стороны, знаменательно, что в «Подозрении», как и в ряде предшествующих работ «мастера саспенса», его женские персонажи, которые выведены из состояния размеренной бытовой жизни (не случайно, что Хичкок начинает свои картины с заурядных житейских вступлений), действуют в невероятных обстоятельствах не пассивно, а активно. Они сами идут навстречу опасности, словно провоцируя и катализируя подспудные процессы созревания чьих-то преступных замыслов. Безусловно, они боятся, но всё равно пытаются во что бы то ни стало и как можно скорее узнать ту или иную тайну.
  У героинь Джоан Фонтейн и в «Ребекке», и в «Подозрении» даже есть некий комплекс навязчивых сомнений, которые надо немедленно разрешить. И что интересно — хичкоковские женщины в фильмах того периода ведут себя практически как частные детективы, рискуя самостоятельно расследовать, насколько верны их подозрения. Они поступают с неожиданно холодной решительностью и будто отрешённо от всего того, что рано или поздно случится.

Сергей Кудрявцев, 1976/2007



Яндекс.Метрика