24
Май
13:00 — 16:00
Конференц-зал
Загрузка Мероприятия
  • Это мероприятие прошло.

К 200-летию со дня рождения И. С. Тургенева. 

Художественный фильм «Дворянское гнездо» снят по мотивам одноименного романа И.С.Тургенева режиссером Андреем Михалковым-Кончаловским. В ролях: Ирина Купченко, Леонид Кулагин, Беата Тышкевич, Тамара Чернова, Виктор Сергачёв, Василий Меркурьев, Александр Костомолоцкий, Мария Дурасова, Владимир Кочурихин, Сергей Никоненко, Никита Михалков, Николай Губенко, Нонна Терентьева, Зоя Рупасова, Дарья Семенова, Надя Подгорнова; производство «Мосфильм», СССР, 1969 г., хронометраж 1 час 45 минут.

Ведущий и вступительное слово – Г. Я. Трояновский

«Исключительно мало кто отважится поспорить, что создание фильма «по мотивам» весьма сложное и трудоемкое занятие. А если за основу берется одно из бессмертных произведений мэтров отечественной классики — Ивана Сергеевича Тургенева — то и подавно. Поэтому, Андрон Михалков-Кончаловский по праву может считаться смелым художником, способным на широчайший полет творческой мысли.

Единственный минус подобных экранизаций — невозможность оценивать картину как самостоятельное явление, не прибегая к постоянному сравнению с первоисточником. «Дворянское гнездо» не то, что бы не исключение, но и яркий пример.

Игра незаурядных актеров содержит некую нейтральность, не позволяющую слишком глубоко проникнуть в характеры персонажей, прочувствовать их. Быть может, этот прием использован, чтобы помочь нам окунуться в безысходность положения невольных заложников не только собственных поступков, но и «барства дикого», характерными чертами которого выступают стереотипность, вседозволенность, идолопоклонничество перед Европой. Безусловно, пессимистичное настроение перенято у Тургенева: его оригинальное произведение о времени, о различиях, о последователях, о превосходстве материального над нравственным и о кризисе российского общества.

Вернувшийся на родину после долгого одиннадцатилетнего отсутствия Федор Иванович Лаврецкий первым делом, разумеется, прибывает в собственное поместье. Оно поражает воображение изысканностью своего убранства, в то же время пустотой, заброшенностью. А отражение поместья Лаврецкого в зеркале водной глади озера, на мой взгляд, не что иное, как авторский посыл, символизирующий перевернутые жизненные ценности и стремления людей того времени.

Во многом благодаря именно опытному оператору Георгию Рербергу, так великолепно справившемуся со своей работой, открывшему нам прекрасные природные панорамы великой России, фильм кадр за кадром вызывает восхищение. Нельзя не отметить и аккомпанирующего Вячеслава Овчинникова, ведь классическая музыка, мерно льющаяся в такт экранных перипетий, создает подходящую атмосферу и, конечно же, манипулирует душевным состоянием зрителя.

Созданный Ириной Купченко образ Лизы отличается очертаниями благородной души, искренними убеждениями, что мир в своей основе устроен превосходно, а также набожностью и даже в некоторой мере пуританством. А персонажу Леонида Кулагина характерен патриотизм, любовь к Родине, уверенность в светлом будущем более младшего поколения, но уже в новой эпохе. Главные герои киноленты — Федор и Лиза — настолько верят в перспективы новых людей, что даже готовы смириться с собственной участью — жертв, отказаться от счастья, таким образом перенеся свои судьбы на алтарь победы над типичными проблемами русского дворянства.

«И конец? — спросит, может быть, неудовлетворенный читатель. — А что же сталось потом с Лаврецким? С Лизой?» Но что сказать о людях, еще живых, но уже сошедших с земного поприща, зачем возвращаться к ним?»

Евгения Зычанова, 2010 г. Источник: https://www.kinopoisk.ru/user/1179816/comment/1038736/ 

14+. Вход свободный

Подробности

Дата:
Май 24
Время:
13:00 - 16:00
события рубрики:
, , ,