25
Сентябрь
19:30 — 21:30
Тургеневская гостиная
Загрузка Мероприятия
  • Это мероприятие прошло.

Первая лекция цикла «Новая русская проза: эволюция, стилевые доминанты, внутренняя борьба». Лектор — профессор кафедры творчества Института журналистики и литературного творчества. Член Союза российских писателей и Союза писателей Москвы, Вице-президент Русского ПЕН-центра Борис Тимофеевич Евсеев.

Чехов сделал для русской прозы XX века то же, что Пушкин для поэзии века девятнадцатого: определил вектор движения. Именно Чехов в конце XIX-го — начале XX-го века начал великую и пока не вполне осознанную нами реформу прозы: первым в новое время стал сочетать на сжатом до обморока пространстве одной страницы элементы драматического и эпического родов литературы. Строка становилась сценической ремаркой. Сценическая ремарка — строкой. Кроме того, именно Чехов впервые стал соединять куски текста по принципу «монтажных звеньев»: без излишних перемычек и мертвых «соединительных» слов. Позже этим приемом успешно пользовались в кино Эйзенштейн, Антониони, Тарковский.
Лев Толстой писал: «Чехов создал новые, совершенно новые для всего мира формы письма». Что же это за формы? Чехов ввел в большую литературу короткий рассказ. Чеховская краткость противостояла традиционным жанрам романа и повести, «как новый, более совершенный метод изображения действительности». Чехов сменил функцию жанра! Рассказ под его пером стал выполнять функцию повести, иногда — романа. В сравнении с чеховскими, многие тогдашние и теперешние романы и повести кажутся дряхлыми, устаревшими…
Лучшая книга писателя — книга его жизни, созданная им самим. Гениальная книга поступков Антона Павловича у нас на столе. Его повседневное творческое поведение было безукоризненным.
Когда у знаменитого Эжена Ионеско спросили: «Кто по-вашему мог бы стать во главе мирового правительства? Платон, Данте, Шекспир?» Ответ был краток: «Чехов».
Мне кажется, ответ на вопрос, кто стоит во главе новой русской прозы будет таким же: Антон Павлович Чехов.
Наш век еще только начинается, однако, его ужимки, гримасы, победы и злодеяния уже хорошо видны. Употребляя чеховское выражение, «нравственная физиономия» XXI в. вполне сформировалась. И перекличку Чехова с новым веком не слышит разве глухой. Потому-то его имя и открывает цикл наших лекций.

Вход по билетам  https://intpointclub-events.timepad.ru/event/1048161/ 

Борис Тимофеевич Евсеев. Краткая биография

Евсеев Борис Тимофеевич, получил музыкальное, литературное и журналистское образование.
Писатель трудной и интересной судьбы, Евсеев справедливо причисляется критикой к «задержанному» поколению отечественной литературы. В 70-е гг. преследовался советскими властями за выступления в поддержку свободы слова. Публиковался в Самиздате. С 1991 года печатается в ведущих литературных журналах, таких как: «Новый мир», «Октябрь», «Дружба народов», «Континент», «Москва», «Юность», «Смена», «Постскриптум», «Новый журнал» (США) и др.
С 1992 по 1999 года работал обозревателем «Литературной газеты», в 1999-2000 — зам. главного редактора еженедельника «Книжное обозрение», с 2001 по 2009 – главный редактор издательства «Хроникёр».
Лауреат премии Правительства РФ в области культуры и премии «Венец», Бунинской, Горьковской, им. Валентина Катаева и др. премий. Финалист премий: «Большая книга» (2009, 2010), «Русский Букер» (2005), «Ясная Поляна» (2007, 2015) «Нонконформизм» (2014).
В последние несколько лет о творчестве Евсеева опубликовано более 230 отдельных статей, рецензий, написан ряд диссертаций. Изданы три книги о его прозе:
«Феноменология литературного письма. Проза Бориса Евсеева», доктора филологических наук, ведущего научного сотрудника ИМЛИ РАН А.Ю. Большаковой (М.: МАКС-пресс, 2003, переизд. 2004); «Русские каприччо Бориса Евсеева» кандидата филологических наук А. Ю. Кирова (М.: «Хроникёр», 2011); «Звук времени. Онтопоэтика прозы Бориса Евсеева» кандидата филологических наук Евгении Кулаковской (М.: Совпадение, 2017).
В вузовском учебнике «История русской литературы ХХ века» (2014, перизд,2015, 2016, 2017 гг.)., часть 2, под ред. профессора В.В. Агеносова) Евсееву посвящена отдельная статья. Снят документальный фильм «Люди и судьбы. Борис Евсеев» (телеканал «Скифия»). На телеканале «Культура» вышла программа «Линия жизни», посвященная творческому пути писателя.
Проза и эссе переводились на английский, болгарский, голландский, итальянский, испанский, китайский, немецкий, французский, эстонский, японский и др. языки.
В настоящее время Б. Т. Евсеев – профессор кафедры творчества Института журналистики и литературного творчества (ИЖЛТ).
Член союза российских писателей и Союза писателей Москвы, Вице-президент Русского ПЕН-центра. Живёт в Москве.
Наиболее значимые книги:
«Власть собачья». Повести и рассказы. Екатеринбург.: У-Фактория, 2003.
«Отреченные гимны». Роман. М.: Хроникер, 2003.
«Русские композиторы». (Рассказы о жизни. Летопись творческого пути). М.: Белый город, 2002, ежегодно переиздавалась до 2011.
«Площадь Революции». Роман и рассказы. М.: Время, 2007.
«Лавка нищих». Русские каприччо. М.: Время, 2009.
«Евстигней». Роман. М.: Время, 2010.
«Красный рок». Повести. М.: Эксмо, 2011.
«Пламенеющий воздух. История одной метаморфозы». Роман. М.: Время, 2013.
«Чайковский, или Волшебное Перо». Повесть-сказка. М.: Энтраст Трейдинг, 2015 (второе, расширенное и дополненное издание).
«Офирский скворец». Роман-притча, рассказы. М.: Эксмо, 2016.
«Казнённый колокол». Повествование в рассказах. М.: Эксмо, 2016.
«Сергиев лес». Рассказы. М.: Эксмо, 2018.
«Очевидец грядущего». Роман. М.: Эксмо, 2018.

 

Подробности

Дата:
Сентябрь 25
Время:
19:30 - 21:30
события рубрики:
, ,