04
Июнь
04.06.2019 18:30 — 30.06.2019 20:00
Выставочный зал
Загрузка Мероприятия
  • Это мероприятие прошло.

Проект «#Пушкин_страшно_сказки» представляет скрытые смыслы известных сказок. Раскрывает эти смыслы лауреат премии Х.К.Андерсена художник — иллюстратор Игорь Олейников.

О выставке
Сказки всегда присутствовали в нашей жизни. Да и в жизни наших предков занимали большое место. До XVIII вв. сказки рассказывали не только детям, но и взрослым. В этих фольклорных произведениях символами отображены древние верования и эмоциональная энергия ушедших времен. В них сконцентрирована жизненная, земная и инстинктивная мудрость народа.
Не удивительно, что повторяющиеся сюжеты присутствуют в сказках разных народов. И еще все сказки – страшные. Герои в них проходят испытания, попадая в ужасные порой ситуации. В сборниках сказок братьев Гримм, Шарля Перро или Александра Афанасьева не встретишь веселых или легких сказок. Кроме того, сказки находятся вне культуры, расовых различий, они универсальны на базовом уровне. Сказки являются интернациональным языком для людей всех возрастов и национальностей, независимо от их культурных ключей.
В сказках Александра Сергеевича Пушкина сохранены все религиозные и языческие коды.  И герои сказок Пушкина — герои архетипические. Несмотря на то, что «Пушкин наше все», знакомые с детства сюжеты пронеслись мимо нас. Красивые картинки и слово «сказка» не позволили нашему сознанию зафиксировать «страшные» моменты и проанализировать глубину происходящих событий. Сюжет и гениальное стихосложение увело сознание от анализа. НО не для художника Олейникова. Обладая парадоксальным умом и неповторимым стилем, Игорь Юльевич развивает сказку. Он с мастерством психоаналитика раскрывает для читателя/зрителя вторые и третьи уровни произведения.  Его интерпретации канонического текста заставляют искать иные смыслы, выстраивать логические цепочки.
Удивительные особенности пушкинского текста, смешение языческой и христианской традиции в жизни, мистическая составляющая особо прослеживается в «Сказке о царе Салтане». Плат, накинутый на плечи молодой царицы, стоящей с сыном на руках пред чревом бочки-могилы, священник, осеняющий их  крестом, не есть ли символ покрова? Ведь только в иллюстрациях Игоря Олейникова молодой князь появляется не в кафтане, а обнаженным, покрытый материнским платком. Художник на вопрос о работе над текстом в процессе создания иллюстрации объясняет, что

… мальчик вылезает из бочки, уже выросший, ему нужно пропитание добыть, и по строкам «Ломит он у дуба сук / И в тугой сгибает лук, / Со креста снурок шелковый / Натянул на лук дубовый». Он снимает с себя веревочку — и тут начинаются все чудеса: заговорила Лебедь, и пошло-поехало. Как только человек снял с себя крест, началось колдовство. Я обратил на это внимание. И вот таких вещей полно во всех сказках. Возможно, автор подобного не закладывал смысла, но я для себя такие вещи выделяю. Представьте, если бы он снова надел крест — может быть, все бы обернулось иначе. В общем, люблю работать с текстом».

Не просто героям сказок. Превращение князя Гвидона в комара, эту боль зритель ощущает физически. Физически мы ощущаем и вторжение века нынешнего в мифологизированное прошлое – технологичная белка – прообраз современных роботов.
Только придя на выставку и творческую встречу, неравнодушный зритель сможет постигнуть тайные смыслы «Сказки о золотом петушке», увидеть трансформации золотой рыбки, телепортацию отравленного плода.
Страшные сказки рассказывали детям и взрослым наши предки. Жестокие сказки оставил нам для чтения и размышления и Пушкин. А как бы ты, читатель и зритель, поступил в сказочной ситуации? Какой выбор бы сделал? Чему научился? Сказка ложь, да в ней … весь наш мир. Художник Игорь Олейников иллюстрирует сказки А.С.Пушкина так, чтобы мы, живущие в XXI веке, оглянулись в прошлое и, прозрев, стали мужественнее перед непростыми вызовами современности.
О художнике
Игорь Юльевич Олейников — советский и российский художник- иллюстратор, художник-постановщик анимационного кино. Лауреат премии им.Х.К.Андерсена 2018 года.
Художник Игорь Олейников родился в городе Люберцы Московской области. Окончил Московский институт химического машиностроения. «Три года честно провёл за кульманом. Но и за кульманом — рисовал. Видимо, гены не давали покоя. Моя мама была художником по коврам». Работал ассистентом художника-постановщика«Тайна Третьей планеты», «Жил был пес», «Халиф аист», «Путешествие муравья», «Мартынко» студии «Союзмультфильм». С анимацией роман не состоялся. По мнению художника, анимация дала ему очень много, а он ей – почти ничего. Однако режиссерский подход в иллюстрации у автора остался и по сей день.
Игорь Олейников обладает неповторимым стилем, одним из самых узнаваемых в книжной иллюстрации начала XXI века.
6 июня 2019 года в 12:45 в рамках книжного фестиваля «Красная площадь» на Малой сцене состоится творческая встреча с художником.
6+. Вход (на выставку и на встречу) свободный
Телефон для справок: +7 495 625 60 59, Отдел межкультурных связей и спецпроектов

Подробности

Начало:
Июнь 4 / 18:30
Окончание:
Июнь 30 / 20:00
события рубрики:
, ,