22 августа 2022 - 16:54

Елена Лебедева. Мистический Париж великого Шаляпина

Вниманию читателей предлагается описание нескольких событий, имевших место в Париже после смерти Шаляпина (1873-1938). События представлены в рассказе «Мистический Париж великого Шаляпина». Они происходили в 1950-е годы, когда к могиле певца на парижское кладбище Батиньоль приходили гости из России, и в середине 1990-х годов, когда автор рассказа приезжала из Москвы в Париж, чтобы увидеться с родственниками семьи Шаляпина, много лет жившими с ним вместе.

Мистический Париж великого Шаляпина

Федор Иванович Шаляпин, уехав из России в 1922 году, прожил в Париже последние 14 лет. Во французской столице много памятных мест, связанных с его именем. Это несколько городских театров, концертный зал и два дома, где обитал великий певец. На доме № 22 на авеню д’Эйло, где он жил последние 13 лет, с сентября 1984 года установлена мемориальная лоска. Много лет занимаясь русским зарубежьем во Франции, я помимо осмотра достопримечательностей, решила встретиться в Париже с людьми, которые жили в семье Шаляпина. В 1997 году мне представилась возможность увидеться с падчерицей Федора Ивановича Стелой Эдуардовной де Лимюр (1904-1998), урожденной Петцольд.

Она около 30 лет жила во второй семье Шаляпина и много могла рассказать о своем отчиме и других членах семьи. Узнав предварительно по телефону, что летом она будет в Париже, я решила поехать в Париж второй раз, чтобы непременно встретиться с ней.

В то время ей было 93 года. О предстоящей встрече с ней я договорилась в Москве. Она очень хотела увидеться со мной. Я находилась с ней в отдаленном родстве по ее матери Марии Валентиновне Петцольд (1882-1964), и этот факт имел для нее важное значение.

Наша туристическая группа, прилетев из Москвы в Кельн, за четыре дня через Германию, Голландию и Бельгию добралась на автобусе до Парижа. Мы должны были остановиться в отеле на рю де Шато. Посмотрев по карте, шофер повез нас в 14-й округ, где была эта улица. Однако, приехав туда, обнаружилось, что с таким же названием есть улица в 16-том округе, и нам надо ехать в отель именно туда. Сопровождающая группы туристов очень удивилась, когда узнала, что отель для нас забронирован в респектабельном 16-том округе. Она сказала, что много раз сопровождала русские группы, но отель в этом округе никогда не давали. Мы прибыли в отель. Я посмотрела карту Парижа и увидела, что район Нейи, в котором жила Стеллла Эдуардовна, расположен совсем недалеко от нашего отеля. Я решила, что какие-то потусторонние силы разместили нашу группу в отель недалеко от ее дома, и я могу пешком ходить из отеля к ней в гости. Наш отель назывался Bon hotel, что в переводе на русский означает отель Прекрасный. В первый же вечер я по телефону договорилась со Стелой Эдуардовной о встрече на следующий день около восьми часов вечера.

Дом, куда меня пригласили в гости, стоял на одной из небольших тихих улочек Нейи недалеко от авеню Шарля де Голля на северо-западе Парижа. Мне открыла дверь худощавая пожилая подвижная женщина с очень ухоженным лицом и любезно предложила пройти в гостиную. Вначале встречи я передала приветствия и подарки из Москвы.

Мы пили французское шампанское и угощались фруктами. Стелла Эдуардовна рассказывала о своей жизни. Много говорили о Шаляпине. Я поняла, что ей очень приятно общение со мной. Вероятно, мало с кем из современных собеседников в Париже можно было поговорить о Шаляпине. Стела Эдуардовна более сорока лет прожила в доме, где жил Шаляпин на авеню д’Эйло. Она переехала в Нейи из этого дома вместе с мужем графом Жаном де Лимюром (1887-1976). Этот переезд произошел после продажи дома вдовой певца Марией Валентиновной в начале 1960-х годов из-за ее отъезда к дочери Марине (1912-2009) в Италию.

Поздно вечером по телефону позвонила ее двоюродная сестра Елена Константиновна Ушкова (1905-1998), которая жила в Русском доме Земгора (старческом доме) под Парижем в Кормей-ан-Паризи. Она интересовалась моим визитом и очень сожалела, что завтра я уеду из Парижа, и мы с ней не увидимся. С ней я познакомилась в первой поездке в Париж в 1995 году и часто звонила ей из Москвы.

При расставании хозяйка дома подарила мне открытку, на которой написала по-русски: «Для воспоминания приятных моментов, проведенных вместе. Stella de Limur». На этой открытке изображена нарядная французская кукла. Я уходила от Стелы Эдуардовны ночью. Был второй час ночи. До гостиницы, где остановилась наша туристическая группа, было 20 минут ходьбы пешком. Я выразила обеспокоенность безопасностью пути в такой поздний час. Стела Эдуардовна сказала, что этот район безопасен.

Я успешно добралась до гостиницы по ночному Парижу. Дорога шла мимо уличных кафе, которые еще работали. В таком удачном размещении в отеле группы, мне показалось было что-то мистическое.

Это был не единственный случай в Париже действия мистических сил, связанных с Шаляпиным.

Интересный рассказ приводится в книге Бориса Розенфельда «Шаляпин на Кавказе». Анна Ивановна Зеленова (1913-1980), которая много лет была директором музея «Павловский дворец» под Ленинградом и занималась его восстановлением, рассказала в кисловодском музее о посещении кладбища Батиньоль в Париже, где был похоронен Шаляпин. Она была командирована в Париж на международный съезд работников музеев. Это был май месяц 1972 года. Там она услышала, что на кладбище Батиньоль поселился и поет соловей. В то время в Париже гастролировал балет Большого театра. Купив букеты сирени, все вместе поехали на кладбище. С грустью постояли около могилы и положили цветы. Была произнесена небольшая речь. Когда вышли на аллею, расположенную рядом, вдруг услышали, как запел соловей, который прилетел и сидел на мраморном кресте у Шаляпина. Плакали и мужчины и женщины. Казалось, что душа Шаляпина приветствует своих земляков и поет для них. В этом было, как решили все пришедшие, что-то мистическое. Этот случай был рассказан дочери Шаляпина Ирине Федоровне (1900-1978) по приезде в Москву.

Ирине Федоровне не удалось присутствовать на похоронах отца, так как ее не выпустили из СССР. На могилу отца она смогла попасть только лишь в 1956 году в туристической поездке в Париж — через 18 лет после его смерти. Когда она стояла у могилы, над могилой летала белая бабочка. Дочь певца запомнила это и, вернувшись в Москву, рассказала об этом своим друзьям. Все говорили ей, что полет бабочки являлся символом приветствия Шаляпина приехавшей издалека дочери.

Неведомые силы, связанные с Шаляпиным после его смерти, создали описанные здесь ситуации. Загадочные события происходили либо с участием людей, которые жили долго вместе с Шаляпиным, либо на кладбище, где покоились останки Шаляпина. Вероятно, у Шаляпина было очень сильное биополе. Будучи великим актером и певцом на сцене, он завораживал зрителей. В настоящее время нет объяснения описанным явлениям. Возможно, эти мистические события связаны каким-то образом с энергией, которую Шаляпин посылал в эти жизненные ситуации близким людям. Такие явления до сих пор остаются загадкой. Природа их сейчас неизвестна.

И еще о подарке, сделанном мне в Париже. Он был подарен Еленой Константиновной Ушковой, которая жила в Русском доме под Парижем в 1997 году и интересовалась мной, когда я была в гостях в Нейи. Елена Константиновна сыграла в моей жизни большую роль. Она была племянницей второй жены Шаляпина Марии Валентиновны, будучи дочерью ее сестры Терезы. Она подолгу жила в семье Шаляпина, так как была ровесницей Стеллы Эдуардовны и дружила с ней. Во время нашей встречи в Париже в 1995 году ей было 90 лет. При встрече Елена Константиновна много рассказывала о семье Шаляпина и подарила мне две фотографии с Шаляпиным. Обе фотографии были сняты в замке Сарлабо на севере Франции — недалеко от Трувиля. На одной из них Шаляпин был изображен в кругу семьи. На другой — вместе с другом французским авиапромышленником Луи Бреге (1880-1955). В его авиационной фирме Елена Константиновна проработала много лет.

Подаренные фотографии оказались магическими. Они положили начало моей журналистской деятельности. Вернувшись в Москву, я опубликовала их в статье в журнале «Эхо планеты». До этого они были в России неизвестны и не публиковались. С тех пор около тридцати лет я, занимаясь исследованиями жизни Шаляпина во Франции, опубликовала несколько десятков статей о Шаляпине и русской эмиграции.