Тургеневская гостиная
Из цикла тематических концертов вокальной музыки различных эпох и жанров от барокко до современности. В программе: произведения И.С. База, В.А. Моцарта, Л.ван Бетховена, А. Понкьелли, Ж. Бизе, Дж. Вреди, А. П. Бородина, П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, Ф. Легара, Ф. Обрадорс и др. Исполнители: лауреаты международных конкурсов, студенты РГУ им. А.Н. Косыгина, Института академия имени Маймонида (класс доцента Авакян М.А.). Партия фортепиано: лауреаты международных конкурсов Виноградова Мария, Медведева Наталья.
Музыкальная культура стиля барокко характеризуется появлением и развитием вокальных и музыкально-театральных жанров, таких как опера, оратория, кантата, пассионы. Именном в этом стиле зарождается Итальянская опера и стиль под названием «bel canto». Стиль бельканто (оперы К. Монтеверди, Ф. Кавалли, А. Чести, А. Скарлатти) основан на выразительной кантилене, приподнятом поэтическом тексте, небольших колоратурных украшениях, вводящихся для усиления драматического эффекта. Вокальное исполнение отличалось чувствительностью, патетичностью. Стиль бельканто оказал влияние на большинство европейских национальных вокальных школ, в т.ч. на русскую. В последствии к данном стилю обращались такие композиторы, как В.А. Моцарт, Дж. Верди, Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти и др.
Возникновение стиля классицизма связано с появлением абсолютистского государства, временного социального равновесия между феодальными и буржуазными элементами. Нормы хорошего вкуса классицизм выводил из природы, в которой он видел образец гармонии. Яркими представителями стиля классицизма являются венские классики: Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен, Йозеф Гайдн.
С распространением итальянского искусства в Европе опера-сериа приобрела международное значение и проникла на все крупные (в частности, придворные) сцены. Для этого жанра типично господство историко-мифологических и легендарно-сказочных сюжетов при ясно выраженном разделении функций слова (сценического действия) и собственно музыки.
Важнейшей предпосылкой появления стиля эпохи романтизма в искусстве стран Европы послужило движение народных масс, пробужденных Великой французской революцией Революция (1789-1799), которая открыла новую эпоху в истории человечества, приведя к огромному подъему духовных сил народов Европы. Ведущим жанром романтической музыки, связанным с бытовыми традициями, стала песня (романс). Ни в эпоху средневековья и Возрождения, ни в «предклассицистском» XVII столетии, ни в музыкальном творчестве классицизма песня не играла первостепенной роли в профессиональной музыке, не типизировала художественные принципы своего стиля.
Музыка XX века отличается необычайной пестротой стилей и направлений, но основной вектор ее развития – отход от предшествующих стилей и «разложение» языка музыки до составляющих ее микроструктур. Модернизм, импрессионизм, неоклассицизм, футуризм, экспрессионизм, постмодернизм, минимализм и другие, стили и направления, которые господствовали в этот период. Нужно отметить, что и возможности голоса развились к этому времени до высочайшего уровня. Композиторы в своих произведениях раскрывали потенциал голоса по максимуму, вводя в практику новые технические приемы, не использовавшиеся ранее.