Кафе Ex:Libris
Музей при библиотечном кафе "Ex:Libris" появился всего три года назад, но уже известен большинству фанатов советского фарфора. Тема коллекции - советский тиражный фарфор 60-х, но так как большинство предметов музея подарено посетителями, в музее представлена вся история и география отечественного фарфора с начала 19 века.
Центральный объект музея — сервиз, состоящий, как правило, из 6 пар (чашка и блюдце), чайника или кофейника, молочника, сахарницы. У некоторых сервизов есть дополнительные предметы вроде пирожковых тарелок или подливного чайника. "Изюминкой" музея является мебель, в которой демонстрируются экспонаты - знаменитые бабушкины горки "Лейпциг" производства ГДР.
Проведет экскурсию создатель музея Владимир Кожекин, известный московский музыкант, блогер, организатор фестивалей.
"В русской культуре фарфоровой сервиз — это не просто набор посуды. Русское традиционное чаепитие — признак принадлежности к определенному слою общества с соответствующим уровнем культуры, это социальный акт, предполагающий ряд ритуалов и имеющий достаточно четкий контекст. Чаепитие — это антипод употреблению алкоголя, оно предполагает не коллективный угар или просто дегустацию напитка, но и разговоры, общение, интеллектуальный обмен мнениями. Это повод для встречи и способ социализации, это неотъемлемая часть повседневной жизни.
Экспозиция музея строится вокруг исторической эпохи оттепели 60-х годов прошлого века и советского модернизма как художественного стиля. Оттепель сама по себе была временем надежд и устремлений в будущее, обусловленных как внутренними политическими причинами — крах тоталитарного общества и недавняя война, так и общемировым техническим прогрессом — новые технологии проникают в быт, человечество устремляется в космос. Официально провозглашенный “отказ от излишеств” заставляет искусство и прикладные ремесла искать новые формы и краски. Фарфоровое производство, традиционно довольно консервативное, не остается в стороне от происходящего. Художники и скульпторы получают бóльшую свободу, с одной стороны, заимствуют художественные приемы зарубежных фарфористов, с другой — творчески развивают самобытные народные традиции. В итоге в 60-е годы появляется по меньшей мере несколько десятков прекрасных образцов дизайна посуды, настолько удачных, что некоторые из них тиражируются до конца ХХ века".
(В.Кожекин)