Кафе «Экслибрис», стр. 2, этаж 1
Музей при библиотечном кафе "Экслибрис" появился всего три года назад, но уже известен большинству фанатов советского фарфора. Тема коллекции — советский тиражный фарфор 60-х, но так как большинство предметов музея подарено посетителями, в музее представлена вся история и география отечественного фарфора с начала 19 века.
Центральный объект музея — сервиз, состоящий, как правило, из 6 пар (чашка и блюдце), чайника или кофейника, молочника, сахарницы. У некоторых сервизов есть дополнительные предметы вроде пирожковых тарелок или подливного чайника. «Изюминкой» музея является мебель, в которой демонстрируются экспонаты — знаменитые бабушкины горки «Лейпциг» производства ГДР.
Проведет экскурсию создатель музея Владимир Кожекин, известный московский музыкант, блоггер, организатор фестивалей. Каждый раздел экскурсии предварит чтение молодыми актерами московских театров отрывков из произведений о Москве разных эпох. Книги этих авторов есть в Библиотеке, их можно взять почитать прямо в этот день, а еще - получить читательский билет из лимитированного выпуска, посвященного 140-летию Библиотеки Тургенева.
«В русской культуре фарфоровой сервиз — это не просто набор посуды. Русское традиционное чаепитие — признак принадлежности к определенному слою общества с соответствующим уровнем культуры, это социальный акт, предполагающий ряд ритуалов и имеющий достаточно четкий контекст.
Экспозиция музея строится вокруг исторической эпохи оттепели 60-х годов прошлого века и советского модернизма как художественного стиля. Оттепель сама по себе была временем надежд и устремлений в будущее, обусловленных как внутренними политическими причинами — крах тоталитарного общества и недавняя война, так и общемировым техническим прогрессом — новые технологии проникают в быт, человечество устремляется в космос. Официально провозглашенный “отказ от излишеств” заставляет искусство и прикладные ремесла искать новые формы и краски. Фарфоровое производство, традиционно довольно консервативное, не остается в стороне от происходящего. Художники и скульпторы получают бóльшую свободу, с одной стороны, заимствуют художественные приемы зарубежных фарфористов, с другой — творчески развивают самобытные народные традиции. В итоге в 60-е годы появляется по меньшей мере несколько десятков прекрасных образцов дизайна посуды, настолько удачных, что некоторые из них тиражируются до конца ХХ века».
(В.Кожекин)