22 ноября в Библиотеке Тургенева прошла премьера спектакля "Страсти по "Фаусту"" творческой группы "Улица Мечтателей". Режиссёр спектакля - Павел Ващилин, артисты: Марина - Азнаурова, Лилия Галеева, Филипп Ковальчук, Сергей Киселёв, Екатерина Неволина, Варвара Титова.
Мы получаем отклики на это событие, хотим с вами поделиться некоторыми из них.
Татьяна Евгеньевна Коробкина, председатель Тургеневского общества в Москве:
"Творческая группа «Улица Мечтателей»: «СТРАСТИ ПО ФАУСТУ»
22 ноября, в рамках Тургеневской Ноябрьской программы, группа из шести выпускников Gogol-school под руководством Павла Ващилина показала в Тургеневской гостиной Библиотеки-читальни им. И.С.Тургенева спектакль «Страсти по Фаусту».
Это сценическая версия повести И.С.Тургенева «Фауст» (авторы Екатерина Неволина и Павел Ващелин). Пятеро людей в силу обстоятельств ночуют в старинном дворянском доме, превращенном в гостиницу. Они находят там листы с текстом, который оказывается повестью Тургенева, и начинают его читать. Есть и шестой участник постановки – своего рода Дух Дома, олицетворяющий мистическое начало повести и «мотор» самого спектакля. Благодаря ему действие разворачивается в двух планах - реального (связанного с настоящим) и мистического (связанного с прошлым, описанным в повести). Верхний свет в гостиной периодически гаснет, над головами зрителей возникает звездное небо, на столах и рояле (в спектакле звучит музыка) загораются свечи (не настоящие, пожарники могут быть спокойны), раздаются устрашающие звуки, внушающие зрителям трепет.
Это очень современный спектакль, отвечающий, казалось бы, всем канонам современного театра, но при этом он сделан с уважением к классике, к Тургеневу, что случается в наше время далеко не всегда. С уважением к звучащему тургеневскому слову – по традиции МХТ (вспомним постановку «Дворянского гнезда», в котором Дмитрий Дюжев читает фрагменты из романа). Повесть не только сыграна, но и прочитана в буквальном смысле слова, и слушать это чтение ничуть не менее интересно, чем следить за игрой актеров.
С моей точки зрения, ничто в этом спектакле не должно оскорбить ревностного поклонника Ивана Сергеевича. Мои поздравления участникам и руководителю Творческой группы «Улица Мечтателей». Очень надеюсь, что эта их встреча с Тургеневым не будет последней.
Т.Е.Коробкина"
А вот первые впечатления от спектакля писателя и сценариста Юлии Набоковой:
"Небольшой уютный зал с камином, роялем и портретом Ивана Тургенева. Приглушенный свет, мерцание свечей. И строчки повести Тургенева, которые произносят артисты, наполняя их жизнью и погружая в атмосферу давно минувших дней.
Смотреть спектакль по Тургеневу в библиотеке им. Тургенева – это особая магия! И начинается она уже с первых минут представления, когда вместе с пятью героями входишь в заброшенную гостиницу, чтобы укрыться от непогоды в ожидании парома. Среди них – писательница, актер, продюсер, директор гимназии. Все – люди нашего времени. И говорят они о том, что волнует наших современников. Актер мечтает о славе и новой роли. Директор гимназии иронизирует над писательницей, в точности угадывая сюжет ее любовного романа, состоящего из штампов о сильной женщине в тяжелых обстоятельствах, и «тут появляется Он!».
Какое отношение они имеют к Тургеневу и его не самой известной повести в письмах «Фауст»? Кажется, никакого. Но тут они обнаруживают старинные письма, начинают читать их вслух, чтобы скоротать время, и вот уже повесть Тургенева оживает на глазах, а актеры поочередно преображаются из современных типажей в героев прошлого.
Режиссерский ход «спектакль в спектакле» приближает текст Тургенева к нашему времени, современные герои не только читают письма, но и обсуждают прочитанное, и оттого следить за перипетиями повести классика еще интересней.
За час с небольшим спектакля перед глазами проносится глубокая и драматургически сильная история – о любви, силе искусства, жизни и смерти, призраках и провидении.
Спасибо творческой группе «Улица мечтателей» и режиссеру Павлу Ващилину за этот волшебный вечер, который я прожила с героями. Смеялась над современными шутками, пугалась зловещей атмосферы гостиницы, вздрагивала, чувствуя холодное дыхание призраков, и с напряжением следила как за развитием запретной любви героя Тургенева к замужней даме, так и за продолжением линии из настоящего, которая к финалу обретает такой же мистицизм, как и повесть Тургенева.
Все артисты отлично сыграли, показав разные эмоции и грани характеров своих героев – и комические, и трагические, и лирические. А самым ярким моментом спектакля для меня стал монолог безумной Маргариты в исполнении Екатерины Неволиной – тот случай, когда сумасшествие одновременно шокирует, пугает и завораживает, когда в один момент перед тобой юная влюбленная девушка со звонким голосом, а через секунду – уже древняя старуха, пришептывающая и страшная в своем диком безумии. Этот образ я еще долго не забуду!
После спектакля захотелось прочитать повесть Тургенева «Фауст», о которой я раньше не знала, и снова оживить в памяти яркие сцены из спектакля, талантливо и от всего сердца прожитые артистами".
Автор фотографий - Борис Вацлавский.