1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения Третьего Конкурса малой прозы (далее "Третий Конкурс").
Под «малой прозой» понимаются короткие прозаические произведения различных жанров (короткие рассказы, эссе, лирические миниатюры, басни, притчи и т.п.). Первый Конкурс состоялся в 2020 году и был посвящен «Стихотворениям в прозе» И.С. Тургенева. Второй Конкурс тематически был связан с «таинственными повестями» И.С. Тургенева. Для Третьего Конкурса участникам предлагается представить свои произведения, посвящённые теме любви.
Любовная тематика по праву считается одной из ключевых в жизни и творчестве И.С. Тургенева. Эта тема, которую русский критик Ю.И. Айхенвальд определяет как «магнит», к которому тяготеют все тургеневские герои, встречается во многих произведении писателя в разных формах: это любовь как нравственное и общественное определение человека (роман «Рудин»), всеобъемлющая любовь ко всему живому, помогающая преодолевать жизненные трудности (роман «Дворянское гнездо»), любовь к родной земле («Записки охотника»), любовь как высочайшая ценность бытия (стихотворение в прозе «Воробей»), трагическая сила любви (Повесть «Ася»), любовь, преодолевающая даже смерть (повесть «Клара Милич»), любовь как самый загадочный феномен жизни (повесть «Первая любовь»), любовь как страсть и сила разрушающая (повесть «Вешние воды») и т.д. (Подробнее о теме любви в творчестве И.С. Тургенева см. в Приложении к Третьему Конкурсу).
1.2. Третий Конкурс организуют: Тургеневское общество в Москве, Библиотека-читальня имени И.С. Тургенева, Клуб друзей И.С. Тургенева.
1.3. Основными целями проведения Третьего Конкурса являются:
1.4. На Третий Конкурс представляются законченные прозаические авторские произведения, посвящённые теме любви в жизни человека.
2. Порядок проведения Третьего Конкурса
2.1. Для проведения Третьего Конкурса формируются Организационный комитет и Жюри.
2.2. Организационный комитет состоит из представителей Библиотеки-читальни им. И.С. Тургенева, Тургеневского общества в Москве и Клуба друзей И.С. Тургенева.
Организационный комитет ([email protected]) формирует Жюри Третьего Конкурса, обеспечивает распространение информации об объявлении Третьего Конкурса, организует приём работ, их публикацию на сайте Библиотеки-читальни им. И.С. Тургенева и в социальной сети в ВКонтакте, их рассмотрение членами Жюри, проводит заседания по подведению итогов Третьего Конкурса, организует награждение победителей и призеров Третьего Конкурса.
Жюри во главе с председателем Бурмистровой Юлией Дмитриевной ([email protected]) проводит экспертную оценку литературных произведений, представленных на Третий Конкурс, формулирует предложения по награждению победителей и призёров Третьего Конкурса.
3. Сроки проведения Третьего Конкурса
3.1. Объявление Третьего Конкурса — 27 апреля 2024 г.
3.2 Сроки подачи конкурсных работ: 1 мая – 31 декабря 2024 г.
3.3. Подведение итогов Третьего Конкурса и награждение призеров и участников: январь–февраль 2025 г.
4. Порядок оформления и подачи конкурсных работ
4.1. Литературное произведение должно быть написано на русском языке.
4.2. Объем произведения — не более трёх компьютерных страниц (допустимый формат: doc/docs/pdf). Требования к оформлению: шрифт Times New Roman, размер 14, интервал 1,5.
4.3. Произведение посылается на адрес:
4.4. Представляемая работа должна сопровождаться информацией об авторе: ФИО, профессия, место работы или социальное положение, контактная информация (электронный адрес, номер телефона).
4.5. Соответствующие условиям Конкурса работы публикуются на сайте Библиотеки-читальни им. И.С. Тургенева https://turgenev.ru/ и выставляются для публичного обсуждения в общедоступной группе Тургеневского общества в Москве в социальной сети в ВКонтакте (https://vk.com/public214247127). Посылая работу на Конкурс, автор автоматически даёт согласие на её публикацию на сайте Библиотеки-читальни им. И.С. Тургенева и в социальной сети ВКонтакте в целях её обсуждения, а затем включения в тематический электронный сборник.
5. Подведение итогов Третьего Конкурса
5.1. Рассмотрение представленных на Третий Конкурс произведений проводится Жюри в январе 2025 года.
5.2. Итоги Третьего Конкурса подводятся на совместном заседании Организационного комитета и Жюри, оформляются протоколом.
5.3. Информация об итогах Третьего Конкурса размещается на сайте Библиотеки-читальни имени И.С. Тургенева и в общедоступной группе в ВКонтакте Тургеневского общества в Москве.
5.4. Церемония вручения дипломов и памятных призов победителям и призёрам проводится в феврале 2025 г. в Библиотеке–читальне имени И.С. Тургенева.
Приложение
Тема любви в творчестве И.С. Тургенева
Тема любви интересовала И.С. Тургенева на протяжении всей его жизни. Одно из самых первых его произведений развивало тему высокой любви в бытовых условиях. «Рассказ в стихах» «Параша» был опубликован в 1843 году и представлял пародию на «Евгения Онегина» А.С. Пушкина. Тургеневский «Онегин», Виктор, всё же женился на «Татьяне», Параше, однако, счастья героям это не принесло, так как реальные люди оказались более заурядными, чем пушкинские образы. Любовь, воспетая в литературе, воплотившись в жизнь, стала посредственной и даже «жалкой».
В дальнейшем Тургенев продолжил эту тему в своём творчестве, предлагая читателям различные вариации и формы проявления любви. Для писателя любовь по праву считается сосредоточием жизни, а способность или неспособность любить определяет нравственную и общественную ценность человека. Вслед за Вертером Гёте Тургенев выводит своих героев на любовный суд, демонстрируя их несостоятельность в любовных делах, а соответственно, и в жизни, то, что Чернышевский определил как ситуация на «rendez-vous» у русского классика. Тургеневские герои проходят испытание любовью, и не всегда им удаётся с честью пройти его. Рудин, испугавшись любви Натальи Ласунской, вынужден скитаться по свету и умирает как бы совершенно бессмысленно на баррикадах Парижа (роман «Рудин»). Базаров влюбляется в Одинцову и оттого осознаёт несостоятельность своих теоретических воззрений, что ведёт к гибели героя (роман «Отцы и дети»). А Лаврецкий, наоборот, благодаря Лизе осознаёт христианскую любовь к ближнему, склоняет перед ней голову, прощая адюльтер своей супруге, и благодаря этому преуспевает (роман «Дворянское гнездо»).
При этом любовь зачастую представляется у Тургенева как явление трагическое. Иррациональная, неподдающаяся контролю и логическому осмыслению, она с лёгкостью разрушает жизнь героев: «Вдруг в глазах моих совершилось невероятное дело: отец внезапно поднял хлыст, которым сбивал пыль с полы своего сюртука, — и послышался резкий удар по этой обнаженной до локтя руке. Я едва удержался, чтобы не вскрикнуть, а Зинаида вздрогнула, молча посмотрела на моего отца и, медленно поднеся свою руку к губам, поцеловала заалевшийся на ней рубец» (повесть «Первая любовь»). Этот удар не отворачивает героиню от возлюбленного, но, наоборот, доставляет болезненное удовольствие Зинаиде. Тургенев фиксирует разрушающую силу любви в своих произведениях. Словно в плену или каком-то трансе тургеневские герои идут на поводу страсти, жертвуя всем. Однако только при этом они по-настоящему живут, как героиня повести «Песнь торжествующей любви», которая лишается своего «чистого», неживого, выражения после встречи с Муцием. Любовь как наваждение представлена в повести «Клара Милич». Главный герой повести, Аратов, влюбляется в девушку только после её смерти, будто околдованный силой её личности. Если при жизни он едва замечает Клару и даже отвергает её любовь, то после её загадочной смерти, увлекается образом девушки. Героиня мерещится ему днём и ночью, настойчиво управляя его жизнью даже после смерти: «Разве существует такая власть?» — вопрошает герой и всё же поступает именно так, как наставляет призрак новой возлюбленной.
Для Тургенева любовь-страсть выступает именно такой силой, которая дарует власть человеку над своим возлюбленным, превращая одного в господина, а другого — в раба. Однако есть ли способ преодолеть или даже избежать это рабство? Как фиксирует писатель в своих «Стихотворениях в прозе», именно «любовью держится и движется жизнь», а потому жить значит любить, а любить значит жить. Несмотря на все противоречия и сложности, что такое наша жизнь без любви? Лишь пустая картина, лишённая красок. Набросок, который легко стирается под воздействием напора чувства, уничтожая все рациональные построения. Любовь определяет человека, формирует и оценивает его. На протяжении всей своей творческой деятельности Тургенев изучает этот таинственный феномен в жизни человека, пытаясь заглянуть за покровы тайны чувства, и психологически точно формулирует значение любви, позволяя читателям прочувствовать это явление во всех его аспектах.
Тема любви наиболее полно раскрывается в таких произведениях Тургенева, как «Месяц в деревне» (1855), «Фауст» (1855), «Ася» (1858), «Первая любовь» (1860), «Вешние воды» (1872), «Песнь торжествующей любви» (1881), «Клара Милич (После смерти)» (1883), а также стихотворениях в прозе «Воробей», «Любовь», «Когда меня не будет», «Я шёл среди высоких гор», «Путь к любви».