Спрашиваю у себя: «Какое самое главное слово ты носишь в себе? Что помогает тебе светить и не перегорать?».
И слышу голос, идущий откуда-то из сердца, из глубины души. Любовь… Мир есть Любовь…
Любовь напоминает мне Вселенную, в которой рождаются, растут, обретают силу и зрелость планеты добра и понимания, помощи и сострадания, бескорыстия и созидания, тепла и света… Планеты-люди, планеты-города, планеты-чувства…
Моя родина по месту рождения – Восточная Сибирь. Снежные зимы, высокие сугробы… Короткое жаркое лето, река Чулым… Детство прошло в Красноярском крае.
Таганрог стал моей второй родиной. Именно в этом городе я начала свой профессиональный путь и достигла педагогического успеха. И одной из своих главных задач я вижу сохранение культурного наследия Донского края.
Мои ученики часто выступают в залах Таганрогского художественного музея. Сочетание красок и звуков удивительно. Неповторимо. В картине художник стремится запечатлеть мгновение, передать состояние природы или своей души. Композитор в потоке звуков делится с нами своими переживаниями. А мы – зрители, слушатели – пытаемся погрузиться в событие, уловить настроение, разгадать смысл. Я слушаю звуки музыки, струящиеся из-под пальцев моих учеников. Я смотрю на полотна, потрясающие своим величием. Я вспоминаю литературные произведения, вдохновившие композиторов и художников на создание музыкальных и живописных шедевров. И понимаю, что я тоже часть искусства. И на мне большая ответственность – взрастить в своих учениках способность видеть прекрасное, пробудить потребность изобретать что-то новое и делиться радостью восприятия мира.
Мои замечательные ученики. Все-все замечательные. Все-все особенные, ни на кого не похожие, лишь на самих себя… Каждый из моих учеников всегда был мне интересен. Каждый по-своему.
Обучение игре на музыкальном инструменте неотделимо от участия в концертах: академических, отчётных, тематических…
Выступление на сцене – это результат долгого и кропотливого труда в классе и дома. Это отработка всех ювелирных тонкостей исполняемого произведения. Это сосредоточение воли, мысли и слуха… Это постижение замысла композитора и донесение его до сердца слушателей так проникновенно и точно, что слушатели откликаются аплодисментами. Выступление на сцене – это, конечно же, радость, переживание успеха и почти непреодолимое желание играть ещё и ещё. Не пытайтесь его преодолевать…
Будет мой ученик пианистом или нет? Изберёт ли он музыку своей профессией? Я вижу, что у него есть способности, но есть ли желание стать профессиональным музыкантом?.. А это неважно. Ведь главное – это его отношение к тому делу, которым он займётся в будущем, к тем людям, которые будут его окружать. Внимательное, ответственное отношение к делу. Внимательное, чуткое – к людям. Тогда придёт и успех. Успех – это процесс и результат одновременно…
Семья – это большой лес. Особая экологическая система. Кто-то в нём тысячелетний дуб, а кто-то – вековые сосны и кедры. Кто-то и вовсе пока молодая поросль.
Семья – это большой организм, работающий как часы. И как часы, сложный. У каждого человека в семье своя особая и неповторимая функция. Кто-то – сердце семьи, кто-то – мозг, а кто-то – её глаза или уши…
В семье невозможно кого-то любить, а кого-то – нет. Кого-то больше любить, а кого-то – меньше. Каждый дорог мне и незаменим. Ведь если из строя выйдет какой-то – пусть даже один – орган, это отразится на работе всего организма.
Каждый день лета я хожу на Приморский пляж. Хожу пешком. Десять тысяч шагов в день… Прохожу мимо нашей школы искусств. Думаю о коллегах. Нужна ли им моя помощь?.. Думаю об учениках. Нравится ли им та программа, которую мы вместе выбрали на будущий учебный год?
Перехожу дорогу к трамвайной остановке, делаю паузу, оглядываюсь.
- Рекс, ты где?
Рекс – это местный пёс. Живёт здесь, прямо у скульптуры русалки. Неравнодушные прохожие его подкармливают. Дети по пути на пляж гладят по мордочке. Вот он! При виде меня принимается приветливо бить хвостом по асфальту.
- Рекс, сегодня в меню кости!
Облизывает мои руки. Благодарит. По главной аллее провожает меня до цветочной клумбы, в центре которой установлена скульптура корабля времён царя Петра – основателя города.
Я спускаюсь на берег. Лёгкий ветерок треплет мои волосы, касается плеч. Солнце пробивается сквозь буйную листву. Я вижу море. Спокойное и безмятежное. В душе – так же. Спокойно и безмятежно. Хорошо… Располагаюсь на камушках. Для меня даже эти каменные глыбы – камушки. Такое нежное у меня к ним отношение. Вдыхаю запах моря. Фотографирую чаек. Греюсь. Не могу без солнца. Не могу без тепла. Не могу без людей.
…Любовь…
Это то, без чего не могу начинать и заканчивать урок, помогать людям, да и просто жить. Жить и дышать…
Мои дорогие, любите, творите, цените, берегите, совершенствуйте… Планеты чувств рождаются и крепнут, взрослея. Живут и никогда не умирают. Чувства бессмертны и святы. Без чувств невозможна не только любовь, не только искусство – невозможна сама жизнь!