Ни о каком, вероятно, явлении в жизни человека не сказано настолько много, сколько сказано о любви. Но она по-прежнему остаётся самым нераспознанным, самым загадочным чувством, которое все мы пытаемся понять, изучить, что зачастую тщетно. Затронута, конечно, тема любви и большинством классиков русской литературы. Не является исключением и И. С. Тургенев. В своих произведениях он показывает любовь с самых разных ее сторон: говорит и о любви к родной земле, и о страстной любви, и о таинственной силе этого чувства, и рассматривает любовь как самую большую загадку в жизни человека. Интересны все темы без исключения. Но, как бы обобщая их, акцентировать внимание хочется на любви как на нравственном и общественном определении человека. Уместно, думается, привести цитату Ф. Ницше: «Человек, который неспособен любить, не может быть разумным; не может быть благородным; не может быть красивым. Его жизнь просто будет трагедией». Иными словами, способность или неспособность любить определяет нравственную и общественную ценность человека. Почему и как это происходит?
В нынешний век, эпоху падения нравственности, рассуждения эти особо актуальны. Любовь, несомненно, относится к высшим чувствам, наличие которых отличает человека разумного от «братьев наших меньших». Как известно, животными руководят инстинкты. Мы же, члены общества, имеем потребности не только биологические, но и социальные и духовные. Отсутствие же последних или их неудовлетворение попросту разворачивает развитие человека в обратную сторону. Проще говоря, низкая нравственность, отрицание высших чувств, в том числе любви, превращает человека в животное, быть может, сначала в переносном смысле, а затем и в прямом. Напротив же, чем сильнее развиты в человеке эти самые высшие чувства, его способность любить, тем крепче его социальные связи, тем больше в нем нуждаются здесь, в обществе.
Любовь к чему или кому бы то ни было обогащает человека духовно. Она заставляет его становиться лучше, чтобы быть достойным своего объекта обожания, которого мы зачастую боготворим. Любя Родину, ты рискуешь жизнью, защищая ее рубежи; любя ребенка, мать, отца, ты отдашь последнее, чтобы они были счастливы; любя женщину или мужчину, ты преодолеешь многие препятствия, пожертвуешь своими интересами, пересмотришь свои жизненные принципы, чтобы воссоединиться со своей второй половинкой. Из этого следует, что именно любовь формирует в человеке нравственный стержень, наличие которого-то и ценится окружающими и обществом в целом.
Наверное, всем нам приходилось сталкиваться в жизни с людьми, на которых любовь оказала сильное и многостороннее влияние. Это «чувство богов», как часто его называли философы, формирует личность. Оно вправе отвечать за черты характера, манеру поведения и прочее. Любящий человек может сострадать, быть милосердным, честным, добрым, может жертвовать собой – не перечесть всех его высокоморальных качеств. Тому же, кому ничуть не знакома любовь, чуждо будет и всё перечисленное. Такие люди как бы неполноценны, их души пусты, а польза от их существования среди нас ничтожна. Примеры из литературы часто доказывали этот факт, потому будет отнюдь не лишним обратиться к ним.
Конечно, не мог не затронуть этой темы И. С. Тургенев. Человеком, неспособным любить, представляется главный герой романа «Рудин». Дмитрий привлекателен внешне, говорит много красивых слов, завораживает окружающих своей блестящей речью. Он воспламеняет других, но его сердце остается холодным. Его чувство к Наталье, если оно вообще было, угасает при первом же препятствии. Малодушный, трусливый, он ни к чему не привязан, нет в нем того самого нравственного стержня, о котором шла речь ранее. Никакой пользы он не несет обществу. Оттого, вероятно, его участь предрешена: он гибнет в толпе, на баррикадах, в качестве безликого существа, а не в качестве высокоразвитой личности, какой он себя представлял.
Удачно, на мой взгляд, разъясняют мою мысль произведения И. А. Куприна. В повести «Гранатовый браслет» он от лица одного из героев именует любовь «чувством, которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя». Но как преображает человека это чувство или его отсутствие? Ответ на этот вопрос кроется в характеристике Желткова и Веры. С одной стороны, невзрачный внешне и небогатый мелкий чиновник оказывается способен на любовь, на чистое и сильное чувство. Он не только ничего не требует от возлюбленной, но и избавляет ее от беспокойства, самовольно лишая себя жизни. С другой стороны, Вера Шеина, холодная, гордая, несколько высокомерная женщина. Именно такой она представилась мне при знакомстве с произведением. Самым ценным в жизни для нее является спокойствие, размеренность. Ничто и никто не имеет права лишить ее этого. Мужу она приходится хорошим другом, детей нет, материнская любовь ее сердце не посещала. Она жалеет, что «любовь, о которой мечтает каждая женщина» прошла мимо нее. Но это, думается, закономерно. Любовь есть высшая награда, которую еще надо заслужить. Так, мы видим, что способность (или неспособность) любить является здесь главной чертой, характеризующей личность с точки зрения ее необходимости, полезности для общества.
Таким образом, по отношению человека к любви о нем можно сказать очень многое. И литература, и жизнь доказывают одно: это чувство делает человека Человеком с большой буквы, создает из биологического существа нечто, необходимое окружающим. Любящий обязательно становится любимым. Конечно, это мнение может встретить немало противников. Как говорится, сколько людей, столько и мнений. В частности, А. Гитлер, небезызвестная в мировой истории личность, высказывал такую мысль. «Никого не любить – это величайший дар, делающий тебя непобедимым, так как никого не любя, ты лишаешься самой страшной боли». Действительно, не любя, ты лишаешься боли, с которой, однако, уходит и всё, что вообще связывает тебя с людьми. Ты становишься изгоем, рано или поздно попадаешь на обочину жизни, если не пересмотришь свои ценности, не научишься дарить частичку себя другим. На этом же примере вспомним, как завершил жизнь А. Гитлер. Сомневаюсь, что найдутся люди, которые помянут добрым словом человека, развязавшего мировую войну и принесшего страдания миллионам людей. Напротив, спустя десятки лет мы проклинаем его, презиравшего любовь. И пусть этот урок не будет иметь никакого срока давности.
Защита от спама reCAPTCHA Конфиденциальность и Условия использования